понедельник, 3 ноября 2014 г.

Кон-Тики

Название: Кон-Тики / Kon-Tiki
Год: 2012
Режиссер: Йоахим Рённинг, Эспен Сандберг
Страна: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, Швеция

Посмотрела фильм и тут же прочитала книгу, потом еще раз посмотрела. От фильма в восторге, от книги в еще большем восторге. И плевать, что фильм и книга имеют расхождения. Фильм просто приятно посмотреть, красивая натура, уникальные подводные съемки и отличная графика. Хотя я покривила душой, не совсем наплевать на расхождения. Кому интересно, ныряем под кат







Фильм Кон-Тики снят по книге Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики». Для тех, кто никогда до сего момента не слышал о Хейердале и его путешествиях, фильм окажется откровением. Для тех, кто читал книги и видел старую версию «Кон-Тики» 1950 года, будет несколько неприятно-неожиданных моментов, но об этом позже.

«Кон-Тики» 2012 года посвящён Ю. Сенкевичу, который совместно с Туром совершил несколько плаваний уже через Атлантический океан, правда, не на «Кон-Тики», а на «Ра».

Продюсер фильма Джереми Томас хотел снять его еще с 1996 года и получил права на рассказ Тура Хейердала перед смертью последнего в 2002 году.
Съёмки фильма проходили на Мальдивских островах, Мальте, в Норвегии, США, Болгарии и Таиланде.



О самом фильме Кон-Тики. Норвежский путешественник и антрополог Тур Хейердал/ Thor Heyerdahl имел теорию о том, что в свое время Полинезию населили выходцы из Перу (Южная Америка). Все ученое сообщество только посмеялось над теорией Тура, и в спонсировании экспедиции было отказано. Тогда Тур собрал единомышленников и команда из 6 человек отправилась в опасное путешествие. Шел 1947 год. 7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.



Фильм изобилует шикарными подводными и красивыми пейзажными съемками. Спасибо огромное за операторскую работу талантливому Геир Хартли Андреассену. Смотреть одно удовольствие. Омрачило только то, что режиссерам фильма было важнее показать характеры героев, причем не всегда реальные характеры. Герман, правая рука Тура, вмести с ним строивший плот, в фильме предстал как толстый и неуклюжий нытик. Естественно, что режиссерам хотелось сделать некую интригу, совместить красивый и интересный приключенческий фильм с мелодрамой. И у них получилось, хотя бы и ценой грубых неточностей.



Еще хотелось бы отметить крупное расхождение фильма и книги. По фильму экспедицию проспонсировал правитель Перу. На самом же деле финансовыми спонсорами выступили многие люди, а разные военные структуры США снабдили экспедицию техническими штучками и провиантом. Взамен попросили только одного, написать отчеты о всех своих продуктах, так как это все были новейшие разработки, не прошедшие апробацию в жестких условиях. Хотя, учитывая, что экспедиция могла закончиться ничем (читай: гибелью путешественников), жест был чисто альтруистический. И еще путешественникам помогли в ООН, снабдили необходимыми рекомендательными письмами, что очень помогло в Южной Америке.


В фильме было и несколько технических огрехов. Например, судя по книге, люди на плоту совсем не беспокоились о том, выдержат ли канаты стягивающие плот.  В фильме 2012 года Герман постоянно проверял канаты и даже пытался заставить Тура заменить их металлическими канатами. Как описывается в документальном фильме 1950-го года, бальса была намного мягче, чем веревка. И получалось так, что канаты проминали дерево, тем самым создавая защитное пространство вокруг себя.

На фото оригинальный плот, находящийся в музее Норвегии


Так же в фильме прозвучало ложное утверждение, что каждая 13-ая волна больше, чем остальные, как утверждается в фильме. На самом деле не существует шаблонов относительно размера волн. В документальном фильме «Кон-Тики» (1950) говорится о том, что люди на плоту просто ждали достаточно большую волну, которая вынесет их на риф.

Один из персонажей использует метод подсчета, введенный в 1951 году, при составлении отчетов о расположении Кон-Тики. Он использует слово «femtifem» (пятьдесят пять). В 1947 году, когда разворачиваются события фильма, он должен был использовать «fem-og-femti» (пять и пятьдесят). Так как этот метод еще используется сегодня, новый его формат по-прежнему обсуждается в Норвегии и создатели фильма должны были быть в курсе этой ситуации.



Современные съемки фильмов редко бывают точной копией книжного варианта, сценаристы и режиссеры, как правило, имеют свою точку зрения и активно ее продвигают в своих фильмах. В погоне за излишним драматизмом и зрелищностью Хоаким Роннинг и Эспен Санберг потеряли самое важное — личность главного героя. В интерпретации норвежских режиссёров Тур Хейердал из уверенного в своей правоте учёного, старавшегося предупредить все возможные проблемы, могущие возникнуть во время опасного путешествия, тонкого психолога, уделявшего особое внимание составу команды «Кон-Тики», превратился в юного авантюриста с блаженной улыбкой на лице, человека, не думающего ни о чём, кроме своей сомнительной идеи повторить путь древних жителей Полинезии.



Очень хорошо про героев фильма и их реальных прототипах написала Наталья
Не понравилось то, как переданы характеры и внешность персонажей. Все же не так давно эти люди были еще живы - есть фото, описания, факты... 




Нет, актеры играли убедительно - но они играли нечто свое, совсем не то, что было в реальности. И еще - мало кто из актеров фильма отличается той потрясающей харизмой, которой обладали участники этой поездки... Это - важно.



Тот, кто видел фото самого Тура и его спутников (Тур - по центру фотографии), то расхождения в комплекции (весе и росте), а так же - характере - напрягают очень и очень. 
Скажем, Тура играл очень красивый актер. И даже очень хороший актер... Он тонко передавал ощущения и эмоции своего персонажа. Пол Сверре Валхейм Хаген - норвежец до мозга костей как и Тур...




Но, простите, Тур был небольшого роста, и эта двухметровая скандинавская каланча (второй слева на групповом фото) просто не может адекватно дать почувствовать бойцовский характер ученого, его борьбы с обстоятельствами и миром... 
Хотя попытки прослеживаются... Я же говорю, - актер в принципе неплохой:) 
Тур - он был Наполеоном от археологии, маленьким человечком, прославившим свою страну и археологию в целом... 


Он не был красавцем и не был авантюристом, как показано в фильме. Тур Хейердал всегда точно рассчитывал свои силы - вначале думал, а потом делал. И делал - наверняка. У него были свои ошибки, но он никогда не пытался (судя по книге и воспоминаниям людей) рисковать в надежде на "авось". 




Самая большая его ошибка была в том, что он не смог найти информации о навигационной системе «гуарас» - досок, которые будучи опущенными между бревнами плота, играют роль рулей, и эта ошибка значительно усложняла управление плотом.

Тур бы никогда не стал жить в отеле в кредит, обманывая хозяина. Он был оптимист и мечтатель, но не авантюрист точно. В этом, мне кажется, основной недостаток фильма - характеры чуть изменены, подретушированы в сторону Голливуда.
Тур показан как новый Тор, простите за каламбур. 

А теперь давайте сравним фото и характер Германа Ватцингера, еще одного участника экспедиции - с актером, играющим его в фильме.
"Герман" в фильме....
Они не могли выбрать кого-то менее похожего на оригинал. 




А уж как показан его характер - просто плевок в душу. И толстый он, и неуклюжий, и падает духом - самый отталкивающий персонаж по фильму. Баламутит всю воду. Так что некоторая фальшивая нотка в фильме явно относится к этому персонажу... 

В реальности Герман был одним из самых смелых участников экспедиции, высокий и атлетического телосложения... Он вместе с Туром ездил в дикие леса Амазонки, что бы найти, срубить и сплавить бальзовые бревна для постройки плота. Эта часть книги к слову вообще не показана в фильме, - ни намеком, ни словом.

К слову, в фильме играет Густаф Скарсгард — брат актера Александра Скарсгарда, актера ставшего сейчас новым секс-символом Голливуда... 
Брат тоже очень харизматичен, что видно даже по роли зануды-ученого Бенгта Даниельссона. 

Очень яркая, хотя и не очень большая роль.
И - очень похож на своего прототипа! Редкость для этого фильма....

"Не всегда в реальности героем оказывается самый красивый, самый высокий человек". Более того - часто самый красивый и высокий вовсе не герой, у нет причин для сражений, нет опыта. Все достается слишком легко. 
Так что с моей точки зрения - героями в жизни, а не в кино становятся как раз люди с такой внешностью как у реального Тура Хейердала. Сразу видно, что он - волевой прагматик... 

Это я к тому, что даже визуально мы чуем кто лидер и воин, а кто нет. Когда смотришь на героев фильма, то кажется, что они все на прогулку вышли. Нет в них какой-то собранности. Ведь "Тур и его команда" - прошли войну, это чувствуется по фото - они готовы к неожиданностям, не сломаются при первой качке.

Тур Хейердал удивительной судьбы человек.
"Границы? Я никогда их не видел... Но я слышал, что они существуют в умах некоторых людей" (с) Эта фраза выбита на его могиле.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Открытки магазин